Суда на воздушной подушке

Суда на воздушной подушке

До сих пор передвижение над землей или водой за счёт отталкивающей силы воздуха кажется научной фантастикой. Однако ещё более удивительно то, что над созданием таких машин ученые задумались ещё в 1716 году – почти 300 лет назад!

Главной идеей создания такого способа движения было исключить трение о поверхность. При этом значительно уменьшается сопротивление движению. Естественно, реализовать такой смелый замысел можно было только за счёт некоего газа или газов, самая простая и применимая смесь из которых – воздух. Главной задачей было загнать его под судно и не дать воздушной массе свободно выходить по периметру днища. Эскизы таких судов делались ещё в XIX веке, однако первые из них были построены в 1935 году советским конструктором Владимиром Лесковым.

Воздушная подушка в таких судах создается за счёт образования сжатого воздуха под днищем судна, который и поднимает корпус над поверхностью. Поток воздуха образуется маршевыми винтами двигателя и нагнетается через вентиляторы под днище судна.

По способу образования воздушной подушки различают 5 её типов: сопловая, камерная, скеговая, щелевая и крыльевая.

Самая простая – камерная. Воздух выдувается вниз, и машина поднимается над поверхностью настолько, насколько позволяет мощность вентилятора. Однако этот способ отнюдь не экономичен, так как воздух быстро высвобождается по всему периметру днища. Поэтому при перемещении над водой по бортам устанавливают погруженные в воду скеги – жёсткие пластины (стенки), который уменьшают расход воздуха.

Но самый экономичный способ создания воздушной подушки – сопловый. Весь его секрет в том, что направленные к днищу сопла, по которым поступает нагнетаемый воздух, расположены под определенным углом, что позволяет «замкнуть» воздух внутри подушки.

Сам принцип движения на воздушной подушке предполагает ровную поверхность под движущимся агрегатом, поэтому наибольшее распространение получили не сухопутные, а водные суда. Они применяются как для грузовых перевозок, так и в качестве пассажирского транспорта. Очень удобно использовать суда на воздушной подушке для передвижения по мелководным рекам и для швартовки к берегам с длинным мелким шельфом.

А главной особенностью таких средств передвижения является то, что при увеличении их размеров (и, соответственно, самой воздушной подушки) удельные затраты мощности на образование подушки уменьшаются, а мореходность судов улучшается.

Стоит также отметить, что некоторые армии имеют на своём вооружении специальные машины на воздушных подушках, на которых осуществляется высадка десанта. Такие суда чаще всего амфибийные, то есть могут передвигаться как над водой, так и над твердой поверхностью.

Суда на воздушной подушке передвигаются со скоростью до 150 км/ч.

Аналогичное: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.