Раскол русской церкви

Раскол русской церкви

И староверы и патриарх, все эти понятия каким-то образом связаны с церковью, религией, но подробности могут вспомнить не все. Хотя эта страница истории русской православной церкви, начавшись с вроде бы безобидных церковных реформ, затем переросла в жесткий конфликт, затронувший все слои российского общества.

События, приведшие к расколу в русской православной церкви, развивались в 17-веке, при царствовании царя Алексея Михайловича Романова. Идейным вдохновителем реформ, приведших к расколу, был священник Никон, ставший в 1652 году патриархом российским при поддержке царя.

Сам патриарх Никон, является яркой исторической личностью. Родившийся в простой крестьянской семье он сумел стать патриархом всея Руси. Детство будущего патриарха было не сладким, после смерти родной матери, его отец женился вновь, но мачеха была жестокой и злой. Он с детства тянулся к грамоте, что позволило ему стать образованным и просвещенным человеком и открыло путь в духовное сословие. Он стал священником, женился, но трагедия в жизни – смерть его трех детей – привела к тому, что он и его жена ушли в монашество. Никон отличался сильным, властолюбивым, вспыльчивым характером. Встреча с Алексеем Михайловичем превратила его из настоятеля никому не известного уездного монастыря сначала в архимандрита, а затем и в патриарха. Поскольку их встреча с царем Алексеем произошла, когда царю едва исполнилось 17 лет, то он имел очень сильное влияние на мысли и поступки царя.

Реформы в церкви Никон начал с исправления обрядности. Нам, современным людям, может показаться несерьезным, что из-за того: сколькими пальцами надо креститься – двумя или тремя; какие надо бить поклоны – земные или поясные; в какую сторону во время богослужения должны двигаться верующим и как писать имя сына Божьего – «Исус» или «Иисус», может произойти раскол не только в церкви, но и в обществе. Кроме того, вносились изменения в церковные книги. Изменения вносились на основе греческих книг. Никон не скрывал своего предпочтения греческим обрядам. Один из его указов был запрет икон, писанных не по греческим образцам, что противоречило русским традициям и самолюбию народа. Старые иконы и книги стали уничтожаться.

На церковных соборах в 1654 и 1656 годах, священнослужители, не согласные с нововведениями, были отлучены от церкви. Идеологом и вдохновителем «старообрядческого» раскольничьего движения стал протопоп Аввакум. Аввакум с другими своими последователями обращались неоднократно к царю, но царь полностью поддерживал Никона.

Но постепенно, царю перестало нравиться, что патриарх вмешивался и в дела государевы, Никон впал в немилость и в 1666 году уже и сам Никон был отвержен от патриаршества, а затем сослан. Но, начатое им продолжилось. Большой собор 1667 г. решил, что все, что относилось к старым обрядам и противоречило учению греков, надо предать анафеме, а приверженцев старой веры признать еретиками. Начались ссылки, телесные наказания, казни. Что вызвало недовольство в среде священнослужителей, простого народа, некоторых дворянских родов. Например, яркий пример сопротивления реформам – Соловецкое восстание, длившееся с 1668 по 1676 год, из 600 защитников Соловецкого монастыря остались только 50 человек. Главный вдохновитель староверов – Аввакум с некоторыми своими единомышленниками сначала на 14 лет были заточены в земляную тюрьму, а затем сожжены заживо.

Еще одним из последствий церковного раскола стало то, что постепенно начался процесс подчинения церкви светской власти, приведший к ликвидации патриаршества при Петре I. Церковь стала государевой.

Страницы русской истории полны драматических событий. Но историю надо знать, чтобы извлекать уроки и не делать новых ошибок.

Аналогичное: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.