Масленица – «праздник непослушания» накануне Великого поста

Масленица – «праздник непослушания» накануне Великого поста

Со пивами ячменными, Со медами свяченными…

………………………….

С бородою кудельною, С головою похмельною.

Ария Ерёмки «Широкая Масленица» из оперы Александра Серова «Вражья сила».

Принято считать, что празднование Масленицы – чисто славянская традиция, восходящая к временам, когда все славяне были язычниками. Это не совсем так. Исходя из того, что подобные Масленице праздники отмечают и финны, и греки, и армяне, и другие народы, сильно отличающиеся от славян историей, верованиями, традициями, можно предположить, что у этого праздника более глубокие, общие для всех индоевропейских народов, корни. Предполагается также, что празднование Масленицы каким-то образом связано с весенним равноденствием (20-21 марта) – по некоторым дохристианским календарям новый год начинался именно с этого астрономического рубежа.

«Масленица», или «Сырная седмица» по православному церковному календарю – последняя неделя, когда верующим перед Великим постом разрешается, за исключением мяса, употребление животной пищи – сливочного масла, молока и молочных продуктов, рыбы. Во времена, когда фактически вся жизнь христианина регламентировалась религиозными правилами и запретами, Масленица была своеобразным недельным «праздником непослушания», когда допускалось многое из того, что в другое время строго осуждалось: пьянство, обжорство, сексуальная невоздержанность. В некоторых селах Русского Севера до сих пор масленичные гулянья традиционно сопровождаются элементами своеобразного «стриптиза», обычно мужского. Столь же традиционными на Масленицу на Руси были кулачные бои, иногда кровопролитные, и безудержное веселье, переходящее в разгул. Апофеозом становился Масляный четверг, или Разгуляй, с который начиналась так называемая Широкая Масленица, прекращались все хозяйственные работы, и распорядок жизни подчинялся только логике праздника, который выплескивался из домов на улицы и площади, превращаясь в некий стихийный карнавал.

Кульминация праздника приходилась на «Прощеное воскресенье». Широко известен обычай сжигать в этот день чучело Масленицы (не Зимы, это искажение традиции пришло в советские времена) на городской или сельской площади. Гораздо меньше известно, что одновременно с чучелом сжигали и остатки масленичной еды, а кое-где и костюмы, маски, специально изготовленные к празднованию Масленицы. В этот день было принято просить прощения друг у друга, посещать могилы усопших и наводить порядок в доме.

О том, насколько распространено было празднование Масленицы в прошлом, можно судить по участию в праздничном действе коронованных особ. Известно, что царь Иван Грозный с удовольствием наблюдал за масленичными кулачными боями на Москве-реке, к слову, очень ожесточенными. А император Пётр Первый принимал в праздничных гуляньях личное участие, предпочитая для этого старую Москву созданной им самим новой столице. У Красных ворот специально к Масленице специально строилось некое подобие военного корабля, на палубе которого Петр, императрица, приближенные ко двору вельможи в масках плясали, жгли «потешные огни» и пили вино из огромных кубков.

Христианская церковь, поначалу осуждавшая языческий «бесовский праздник», со временем признала Масленицу, а русские православные священники даже участвуют в праздничном действе. В «Прощеное воскресенье», во время вечерни, священники первыми просят прошения друг у друга и у прихожан, затем их примеру следуют все присутствующие в храме, этот красивый, с глубоким духовным смыслом обряд продолжается и на улице, и дома…

Аналогичное: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.