Катар – «клинок бога смерти»

Катар – «клинок бога смерти»

Джамадхар (катар) индийский клинок, предназначенный для нанесения тычковых, толчковых и преимущественно колющих ударов. Несмотря на то, что наибольшее распространение он получил в период с 16 по 18 век, он был известен значительно раньше. Так, араб, Ибн Баттута, путешествовавший в 14 веке по Индии, описывал катар, что означает «клинок бога смерти» как металлическое оружие, напоминающие элемент плуга. Помимо этого клинок был широко известен в Китае, Европе и Индонезии.

Рукоять, предназначенная для кастетного хвата, позволяет стать клинку продолжение руки, а предплечье защищается с двух сторон. Длина такого клинка варьировалась от десяти сантиметров до метра.

Конструктивные особенности катара

Клинок джамадхара представляет собой равнобедренный треугольник, у которого достаточно широкое основание. Благодаря этому обеспечивалась быстрая потеря крови противником, так как рану от такого клинка было проблематично закрыть в условиях сражения.

От основания клинка вдоль предплечья идут два стержня (чаще две пластины), которые соединяются двумя поперечниками, выполняющими роль рукоятки. Эти пластины или стержни были достаточно функциональны. Во-первых, они представляли собой что-то вроде шины, которую накладывают на перелом. Поэтому связка оружие-рука обладали жёсткостью, что было важно в бою. Во-вторых, они не только защищали запястье, но и позволяли при необходимости блокировать удар от вражеского клинка.

Благодаря такой форме рукоятки, удержание катара более простое, чем в случае с традиционным колющим оружием. На лучезапястный сустав воздействует значительно меньшая амортизация, так как его подвижность ограничена. К тому же, клинок, являясь продолжением предплечья, обеспечивает максимальный уровень приложенной силы при нанесении колющего удара. В этом случая рукоять клинка упирается в основание ладони, что обеспечивает наибольший урон при поражении твёрдой поверхности, костей или доспехов. Например, при нанесении колющего удара обычным кинжалом, рукоять проворачивается в руке под действием силы, которая воздействует на плоскость клинка.

Помимо этого, поперечники, образующие рукоять в сечении имеют овал со специфическим для непальских ножей кхукри утолщением в середине. Данная особенность препятствует её продольному перемещению в руке. В южных частях Индии изготавливались катары, рукояти которых подразумевали обмотку верёвкой, хотя это было и не обязательно.

Разновидности катара

По своим конструктивным особенностям катар предназначен и наиболее эффективен только при колющих приёмах. Секущие или рубящие атаки таким клинком не отличаются результативностью. Хотя мастера и стремились компенсировать этот недостаток, изменяя форму клинка.

Так, известны клинки с изогнутым лезвием. Однако повышение режущих свойств в такой конструкции за счёт смещения острия с оси делает его не пригодным для колющих ударов.

В некоторых образцах режущая кромка подвергалась особой обработке. Например, катары изготавливали с волнообразным лезвием, которое сильно напоминает малайский крис, с двойным изгибом, как у ятагана и тому подобное.

Также известны катары, имеющие несколько лезвий. Одни оснащены двумя параллельными лезвиями вместо одного широкого. Другие наоборот, имели два тонких клинка по бокам от основного клинка.

Катар – «клинок бога смерти»

Катар – «клинок бога смерти»

Катар – «клинок бога смерти»

Стоит отметить катар с тремя лезвиями. Внешний клинок представляет собой две половинки, которые раскрываются как ножницы, обнажая третье, более мелкое лезвие. В таком клинке реализован механизм, позволяющий раскрываться лезвию путём сжатия поперечников рукояти. Насколько эффективен такой катар для нанесения колющих ударов, неизвестно. Основной клинок слишком толстый, так как он служит ножнами для маленького клина. Возможно, его создавали для того, чтобы отбиваться от врагов, ловя их клинки в такую ловушку. Существует мнение, что он раскрывался внутри тела. Но это маловероятно, так как усилие для его раскрытия потребовалось бы гораздо большее, чем при нанесении колющего удара. Но если основной клинок имел достаточно острые кромки, то он мог использоваться для разрыва тканей в момент вхождения в тело, так как сила, прилагаемая на рукоять, позволила бы его раскрыть.

Ещё одна разновидность катара, получившая распространение в начале 17 века – клинок с дополнительной защитой кисти. Такая защита представляла собой щиток, напоминающий раздутый капюшон кобры.

Металл для катара

Катары, производимые до 16 века известны как монолитные изделия. Клинок и рукоять изготавливались из цельного куска металла. Однако позже клинок стали крепить при помощи заклёпок. Возможно, этому способствовало то, что некоторые индийские княжества активно торговали с Европой, и закупали у них сломанные или негодные мечи, клинки которых использовались для создания катаров. Об этом свидетельствуют многочисленные экспонаты в музеях и частных коллекциях.

Традиционные индийские катары изготавливались из индийского булата или вутца. Этот сплав представлял собой мягкое железо, внутри которого были волокна, образованные цементитом (карбид железа). Интересно, что вутц обладает двумя свойствами, которые полностью противоположны в металлургической промышленности – вязкостью и твёрдостью. Карбид, находящийся на поверхности, обеспечивает уникальные режущие свойства клинка на микроуровне.

Но в 18 веке технология производства вутца была утеряна, а исследования позволили восстановить только последовательность процессов. Спустя век, русский металлург Аносов П. П. смог получить композит, близкий по составу и структуре к индийскому вутцу. Но настоящий сплав восстановить так и не удалось. Тут стоит отметить тот факт, что вутц является достаточно разнообразным, так как разные мастера производили его по-разному, и говорить о конкретном сплаве не имеет смысла.

Отделка клинка

Не только для катара, но и для всего оружия в Индии характерной особенностью является отделка оружия, по которой можно легко определить статус его владельца. Чем выше положение человека в обществе, тем богаче и сложнее сделан декор на его клинке.

Самый популярный способ отделки, применяемый индийскими мастерами – это «кофтгари», насечка золотом. Но вместе с этим, декорировали и при помощи насечки серебром, чеканки, перегородочной эмали.

Что касается насечки золотом, то такая техника отделки заключается в том, что на поверхности клинка выцарапывается рисунок или орнамент. Царапины при этом делаются достаточно глубокими, так как после этого в них вбивается золотая проволока. Потом клинок нагревается, рисунок вновь обрабатывается молотком и подвергается полировке.

Аналогичное: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.