История левого руля

История левого руля

В России идут нескончаемые споры о запрете правого руля. В Японии наоборот, леворульный БМВ или Мерседес – признак крутизны и элитарности. Хотя, в отличие от нас, в Японии левостороннее движение.

До появления предмета спора человечество несколько сотен лет выясняло, по какой стороне дороги удобней ездить. Огромное влияние на выбор стороны движения оказало то, что большинство людей правши. Пешеходы ходили справа, чтобы не зацепить встречных носимым на правом плече имуществом. Кареты и экипажи при разъезде тоже забирали вправо, так как натягивать вожжи было легче более сильной правой рукой.

К 18-19 векам транспортные потоки выросли настолько, что потребовалось законодательное определение стороны движения. В 1752 году в России императрица Елизавета издала указ о движении карет в городах по правой стороне мостовой. В 1756 английский парламент принял Билль о движении карет по Лондонскому мосту по левой стороне.

Левостороннее движение англичанами было выбрано потому, что извозчик на английских каретах находился сзади и выше кареты. Бич держали в правой руке. И размахивая бичом извозчик мог случайно задеть идущего по мостовой Лорда или Пэра. Левостороннее движение на остальных дорогах Англии узаконил Дорожный акт 1773 года. Постепенно левостороннее движение распространилось на все английские колонии.

С развитием автомобилестроенияИстория левого руля лошадей на дорогах все больше стали сменять автомобили. Первые автомобили управляли рычагом, который торчал из пола. Сила для него требовалась большая, потому водитель сидел слева от рычага. В 1893 году неудобный рычаг сменило рулевое колесо. Впервые руль был применен во Франции, на автомобиле «Панар», созданном для гонки Париж – Амстердам. Крутить колесо удобнее двумя руками, сидя прямо за ним. Так руль сместился к борту машины. Так как машин становилось все больше, основное внимание водителя стали занимать обгоняющие и встречные автомобили. Поэтому руль сделали с левой стороны. Первым серийным автомобилем с левым рулём стал Ford T образца 1908 года.

К 20-м годам в подавляющем большинстве стран на всех автомобилях место водителя находилось со стороны встречного потока слева. Были несколько исключений. В Канаде и США автомобили, на которых развозят почту, до настоящего времени отличаются от всех остальных правым рулём. Это сделано для того, чтобы служащий почты мог положить письмо в ящик возле дороги, не выходя из машины.

В Швеции из-за очень узких дорог и опасных обочин все машины имели левый руль, но двигались тоже с левой стороны дороги. Это вызывало некоторое неудобство при поездках в Норвегию и Финляндию. После принятия Шведским парламентом постановления, воскресным утром 3 сентября 1967 года в 04:50 все шведские автомобили остановились, аккуратно перестроились на противоположную сторону дороги и в 05:00 продолжили движение по правой стороне.

Въезд в правостороннюю страну на левостороннем автомобиле и наоборот в большинстве государств легален. Согласно Венской конвенции 1968 года о дорожном движении достаточно того, чтобы автомобиль соответствовал правилам того государства, где он зарегистрирован. Намного сложнее автомобилю с неправильным расположением руля получить постоянную регистрацию. В Австралии машины с левым рулем запрещены. Те, кто их ввозят, должны обязательно переставить руль. Исключение сделано для антикварных автомобилей возрастом более 30 лет. В Новой Зеландии требуется специальное разрешение. В Камбодже праворульные автомобили составляли 80% автопарка, пока в 2001 году правительство их не запретило, обещав конфисковать те, у которых не переставят руль на левую сторону. Перекидка руля обошлась местным автовладельцам в полтора-два среднегодовых дохода. Примеру Камбоджи иногда пытается последовать российская полиция, но к счастью пока безуспешно.

Аналогичное: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.